В Москве еврейская община боится «железного занавеса»

«Мы не хотим возвращаться в СССР»: в Москве еврейская община боится «железного занавеса»

Анна Лесневская | Bet Magazine Mosaico

Российское вторжение в Украину не только нарушило геополитический порядок, но и внутри самой России катализировало все репрессивные процессы, которые уже происходили, оставляя все меньше и меньше места для голосов вне хора. И еврейский мир не был избавлен от этой динамики. Доказательством тому являются сегодняшние новости, поступающие из Москвы и Израиля.

Первая касается информации, распространенной эксклюзивно Jerusalem Post во вторник, 5 июля, о том, что российское правительство якобы приказало Еврейскому агентству прекратить деятельность в России. Израильская газета сообщила, что Министерство юстиции России направило в начале недели письмо с этим приказом в «Сохнут».

Еврейское агентство первоначально подтвердило, что оно получило соответствующее письмо, не уточнив, каким будет ответ организации, который должен был быть согласован с Министерством иностранных дел и канцелярией премьер-министра Израиля. Позже, однако, сам «Сохнут» пояснил Jerusalem Post, что на самом деле он не получал от российского правительства никаких указаний о прекращении своей деятельности, и поэтому «все планы агентства и все запланированные мероприятия продолжаются в обычном режиме». Такое же опровержение поступило и от представительства «Сохнута» в Москве.

««В рамках текущих контрольно-инспекционных процедур, проводимых компетентными органами в России в течение нескольких лет, и после процедуры административной проверки, продолжающейся более года, офис Агентства в Москве недавно получил письмо от [российских] властей», — говорится в комментарии «Сохнута» на сообщение Jerusalem Post.

В этой связи речь идет в первую очередь о некоторых “административных вопросах” и юридических последствиях, которые они могут иметь.

В письме говорится, что агентство может ответить в письменной форме на административные нарушения, которые ему вменяются.

«Для этого Агентство намерено глубоко изучить смысл поднятых вопросов и их последствия и решить их соответствующим образом в непрерывных беседах с властями», — заключает Сохнут в своем комментарии.

Как пояснил Mosaico Антон Игнатенко, президент Института религии и политики в Москве, тот факт, что отправителем письма является Минюст России, а не МИД, который даже квалифицировал статью в Jerusalem Post как «провокацию», указывает на то, что предполагаемые нарушения касаются не российского представительства «Сохнута», а [российских] организаций, созданных агентством в стране.

Какие нарушения предъявляются «Сохнуту», неясно, но эта новость является частью тенденции растущего давления на НПО в России, оказываемого посредством законодательства о так называемых «иностранных агентах». Российские организации, принадлежащие «Сохнуту», в настоящее время не входят в печально известный реестр «иностранных агентов» Минюста, но, по словам Игнатенко, нельзя исключать, что они могут стать таковыми в будущем. Согласно новому закону, недавно одобренному Госдумой РФ и вступающему в силу с 1 декабря 2022, «иностранные агенты» не смогут проводить обучающую деятельность для несовершеннолетних. Источник Mosaico в еврейской общине Москвы предполагает, что действия «Сохнута», связанные с детьми, такие как летние лагеря или программа «Маса», могут стать мишенью. В случае объявления агентства «иностранным агентом» на них сможет распространяться запрет.

Дело главного раввина Москвы

На фоне дела Еврейского агентства в России разыгрался и последний акт истории многолетнего лидера Московской хоральной синагоги рава Пинхаса Гольдшмидта. 6 июля Московская  еврейская религиозная община объявила о расторжении контракта с равом Гольдшмидтом, который таким образом перестал быть главным раввином Москвы, занимая эту должность почти тридцать лет. Эта новость пришла всего через месяц после переизбрания раввина в его отсутствие. Вскоре после начала российской агрессии Гольдшмидт покинул Россию, объяснив отъезд необходимостью помочь своему больному отцу, но позже его семья сообщила, что он был вынужден уехать из-за давления российских властей для поддержки войны против Украины.

Последней каплей, которая привела к прощанию между влиятельным швейцарским раввином и его общиной, возможно, стало интервью, данное равом Гольдшмидтом англоязычному изданию журнала Mishpacha, опубликованное за день до объявления о расторжении контракта. В нем раввин осуждает российское вторжение и курс, взятый Россией («он движется в ультранационалистическом направлении, ненавидя Соединенные Штаты и Запад»), и объясняет свой выбор.

«Традиция всегда заключалась в том, чтобы делать то, что говорит пориц, т.е. цезарь, но сегодня все по-другому по целому ряду причин, — говорит рав Гольдшмидт. — Через восемьдесят лет после Холокоста мы, евреи, умеем обвинять немцев и поляков в молчании. Мы живем в глобальной деревне, и весь мир прислушивается к тому, что мы делаем и что мы не говорим. Вот почему мы не можем молчать».

Антон Игнатенко так комментирует дело теперь уже бывшего главного раввина Москвы:

«Чем больше будет продолжаться российская военная операция в Украине, тем решительнее должна быть поддержка этой операции со стороны каждого религиозного деятеля в России, пространство для маневра будет все больше и больше сужаться». 

По впечатлениям, собранным Игнатенко во время посещения еврейской общины Москвы, наиболее активные ее члены в большинстве своем разделяют курс Кремля. Что касается последствий прощания с раввином Гольдшмидтом, то, с одной стороны, община развеяла сомнения в отношении раввинского суда, подтвердив, что он продолжит функционировать под эгидой Главного раввината Израиля, но, с другой стороны, проблема, как поясняет эксперт, это будет финансирование, которое сокращается из-за санкций против российских олигархов, которые входят в число основных сторонников.

Даже собеседник Mosaico в еврейской общине Москвы приводит вопрос об отказе от пожертвований как возможное следствие отставки рава Гольдшмидта, имевшего множество возможностей для привлечения финансирования, а также пользующегося поддержкой Главного раввината Израиля.

«Я думаю, он уехал, потому что больше не видел для себя перспективы работать в России», — комментирует наш источник, согласно которому с начала войны из страны уехало от 5 до 7 тысяч московских евреев, и точно так же многие сделают это к концу года. До 24 февраля 2022 община насчитывала около 50 000 человек.

«Уход Гольдшмидта для евреев подобен уходу Икеи с российского рынка для потребителей. Мебель будет, но хуже по качеству и дороже», — говорит наш собеседник. И, продолжая ту же параллель, добавляет: «По большому счету, мы уже привыкли к Икее и не хотим возвращаться в СССР».

 

Продолжение:

Еврейская община сожалеет, ждет суда по ликвидации «Сохнута»

Минюст попросил суд ликвидировать агентство “Сохнут” в РФ

От первого лица: рав Гольдшмидт объяснил расставание с Москвой

 

Читайте также:

Еврейская община Москвы попрощалась с раввином Гольдшмидтом

РФ велела Еврейскому агентству прекратить всю деятельность – JP

 

TelegramMessengerTwitterWhatsAppViber